ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 13, 2025

Дефицит, баланс, осторожность

Рейтинг: 0

Автор: Мария Рыбакова. Профиль

Особенности социального блока в проекте федерального бюджета страны на 2026 год.

Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2026–2028 годы и 10 связанных с ним законопроектов. Основным достоинством главного финансового плана страны эксперты называют устойчивость: рост расходов ограничен, а прогнозируемый на 2026-й дефицит благодаря увеличению налогов удалось свести к 1,6% ВВП, что существенно меньше ожидаемых в этом году 2,6%. Изменится ли социальная политика государства в нынешних непростых условиях и что будет с пенсиями, МРОТ и пособиями, разбирался «Профиль».

Минфин так определяет ключевые приоритеты: «выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, социальная поддержка семей участников СВО, достижение национальных целей до 2030 года, определенных президентом», то есть реализация нацпроектов. В расходной части проекта бюджета на 2026-й самый крупный раздел – «Национальная оборона» (12,9 трлн рублей, 29%), «Социальная политика» на втором месте по объему (7,1 трлн рублей, 16%). Перед первым чтением, которое намечено на 22 октября, свои заключения на проект бюджета должны представить Счетная палата и все думские комитеты.

МРОТ: плюс 20,7%

С 1 января 2026-го минимальный размер оплаты труда (МРОТ) предлагается повысить с нынешних 22.440 руб. до 27.093 руб. в месяц. Рост год к году – впечатляющие 20,7%. В пояснительной записке к соответствующему законопроекту объясняется: это связано с необходимостью выполнить задачу, поставленную в 2024-м президентом, – повышать МРОТ опережающими темпами, чтобы к 2030 году он составил не менее 35 тыс. рублей в месяц.

МРОТ – минимальная зарплата за месяц при полном рабочем дне и полной рабочей неделе. Ниже узаконенного на федеральном уровне размера он быть не может, выше – только по желанию регионов. Закон предписывает устанавливать этот показатель в размере 48% медианной заработной платы (когда половина работников получает больше, половина меньше) за предыдущий год. Медианная зарплата в стране в 2024-м была, по подсчетам Росстата, 56.443 руб. в месяц, 48% от этой суммы и дают те самые 27.093 руб. Меньше пока получают около 4,6 млн человек, сообщает кабмин.

В финансово-экономическом обосновании дополнительные расходы бюджетов всех уровней на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ оценены в 218,5 млрд рублей. Бизнесу это обойдется в 66,4 млрд рублей.

Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов обратил внимание «Профиля» на то, что с повышением МРОТ «с одной стороны, растут бюджетные обязательства, но одновременно работодатели вынуждены обелять зарплаты там, где частично они в серой зоне и платятся в конверте». Треть дополнительных бюджетных расходов, надеются в Минтруде, вернется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды и налога на доходы физлиц (НДФЛ).

Глава думского комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов в разговоре с «Профилем» напомнил, что устанавливать МРОТ ниже прожиточного минимума (ПМ) закон запрещает с 2007 года, но вот оклады и тарифные ставки ниже МРОТ разрешены до сих пор. Чтобы выправить дисбаланс в зарплатах и избавиться от подобной практики, говорит Нилов, было принято решение о проведении эксперимента в системе здравоохранения на территории Липецкой, Курганской областей и Якутии, однако когда его запустят, неизвестно.

Исходя из МРОТ, добавляет Сафонов, рассчитываются минимальные социальные взносы, которые платят работодатели с зарплат сотрудников, и минимальные пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам. «Когда будущая мама вышла на два дня на работу и ушла в декрет – как ей его иначе посчитать?» – поясняет он.

Профсоюзы выступают за более быстрый рост «минималки». Замглавы ФНПР Нина Кузьмина сказала «Профилю», что «нормальное воспроизводство простой рабочей силы обеспечивается не на планке физиологического выживания, а на уровне бюджета более высокого достатка – минимального потребительского бюджета». По подсчетам экспертов ФНПР, сейчас минимальный потребительский бюджет находится почти на прошлогоднем уровне зарплатной медианы, поэтому МРОТ следовало бы удвоить.

Подобные требования ожидаемо не поддерживаются бизнесом и финансовым блоком правительства, хотя «с позиций элементарной логики легко догадаться, что разница между величиной МРОТ и минимальным потребительским бюджетом работнику все равно доплачивается: или работодателем втемную, без налогов, или государством через социальные пособия», говорит Кузьмина.

Пенсии: одна индексация

Страховые пенсии и фиксированные выплаты к ним в 2026 году проиндексируют один раз – с 1 января на 7,6%. Это выше уровня инфляции, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета Фонда пенсионного и социального страхования (Соцфонд). Средняя страховая пенсия по старости в результате вырастет с 25.128 руб. 68 коп. в конце 2025-го до 27.116 руб. 59 коп. к концу 2026-го; средняя прибавка составит 1987 руб. 91 коп. «Выше уровня инфляции» означает «выше прогноза по инфляции Минэкономразвития» – из него следует, что в декабре 2025 года по сравнению с декабрем 2024-го цены вырастут на 6,8%.

Разовую индексацию страховых пенсий (и работающим, и неработающим пенсионерам) Соцфонд называет «одной из особенностей», повлиявших на проект бюджета. Вообще-то закон «О страховых пенсиях» предусматривает ежегодную индексацию с 1 февраля (на индекс роста потребительских цен за прошедший год) и индексацию с 1 апреля только страховой части пенсии, исходя из роста доходов Соцфонда.

Этот порядок с 2019-го до 2024-й был заморожен, и индексации проводились раз в год – с 1 января. Потом ждали возврата к норме, но не получилось: в 2025 году страховые пенсии проиндексировали опять с 1 января на 7,3% (осенью 2024-го такой прогнозировали инфляцию за год). Когда в январе 2025-го выяснилось, что годовая инфляция на самом деле составила 9,52%, с 1 февраля решили задним числом провести доиндексацию еще на 2,2%.

Теперь к «нормальному порядку» с двумя индексациями в правительстве и фонде обещают вернуться лишь в 2027-м. Похоже, что решение об отсрочке было принято в последний момент. Еще в июле о том, что в 2026 году будет две индексации страховых пенсий, говорил премьер Михаил Мишустин. А глава Социального фонда Сергей Чирков в одном из интервью уверенно обещал то же самое в середине сентября, за две недели до внесения бюджетного пакета в Госдуму. Вопрос о том, что будет, если инфляция по итогам 2025 года опять превысит прогноз, остается открытым.

По данным Росстата, в январе – августе 2025-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, средняя назначенная пенсия выросла на 11,8%, а пенсия в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, лишь на 2%. Это пока неплохой результат: в последние годы индексация по итогам года к реальному росту пенсий фактически не приводила.

Выплата пенсий с добавкой с 1 января, а не с 1 февраля позволит пенсионерам больше получать на месяц дольше, а рост пенсий выше прогнозируемой инфляции компенсирует более высокие цены по ряду товаров, в первую очередь это касается продовольствия, отмечает Александр Сафонов. Кроме того, чтобы обеспечить заметную вторую индексацию в апреле, требуется накопить свободные средства в Соцфонде, а с этим сейчас проблема, говорит эксперт.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни